9 Мая




Учебно-опытный участок


Новости » База лицея » Учебно-опытный участок
 

Работая на участке, мы много внимания уделяем культуре труда, эстетике труда. Работа проводится четко по плану. Все операции, связанные с выращиванием растений стараемся проводить на должном уровне: если вскопать – как положено, без огрехов, лопату держите вертикальнее, а не под углом 30 градусов; если забороновать – ровненько; если посеять – в рядки, по шнуру, если посадить, то тоже по шнуру и на одно и тоже расстояние. Мы не позволяем детям делать все кое-как. Не устаем повторять, что трудиться надо так, чтобы вы могли любоваться результатами своего труда, восхищаться своим трудом. Учитель-биолог работает вместе с детьми, посторонним наблюдателем никогда не была. Сама берет в руки и лопату, и грабли, и лейку, и все, что необходимо. А в заключении хочется сказать, что для успешного изучения биологии, для каждодневного общения учащихся с живой природой учебно-опытный участок просто необходим.

Содержание и организация работы учащихся на учебно-опытном участке

Перед учителем биологии, стоят следующие основные задачи:
- дать учащимся глубокие и прочные знания, причем не сумму, а систему знаний.
- привить интерес и любовь к природе.
- формировать бережное к ней отношение, т.е. учить детей охранять природу.

По нашему глубокому убеждению, ни одну из этих задач, в полной мере, без УОУ нам не решить. Ведь чтобы любить и охранять природу, необходимо прежде всего хорошо ее знать. А важное место в ее познании занимает УОУ. Биологию компьютерами и приборами не познаешь, здесь нужны живые организмы. Никакое даже самое лучшее кабинетное обучение никогда не будет полноценным и эффективным, если его не связать с практическими делами, с работой на УОУ. Недаром его называют зеленой, живой лабораторией. Это источник познаний природы. Здесь мы расширяем, углубляем, закрепляем знания, полученные на уроках и не только биологии, но и др. предметах: физике, химии, географии. Здесь можно объяснить следующие вопросы: капиллярность почвы, корневое давление, растворимость веществ, растения длительного и короткого дня, глубоко понять процесс фотосинтеза, тут можно дать понятие о севообороте, знакомимся с разнообразием культурных растений, их экологическими группами, биологическими особенностями, технологией их выращивания. Устанавливаем зависимость развития и роста растений от абиотических факторов внешней среды: t0, почвы, воздуха, осадков, плодородия почвы, удобрений; выясняем связь между строением органа и его функциями, даем морфолого-биологический анализ растениям основных семейств. Здесь осуществляется теснейшая связь теории с практикой. Где, как ни здесь, ребята, начиная с начальных классов, могут приобрести полезные трудовые навыки, во многом удовлетворить свой интерес к природе, глубже проникнуть в тайны природы, развить свои познавательные и творческие способности. Именно здесь, на участке формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду. …Ну, разве это не чудо, когда из земли появляется крохотный росток и медленно, но упрямо тянется вверх, вбирая в себя и щедрость солнечных лучей, и прозрачную чистоту воды, а главное, заботу юных друзей природы. Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда – какое это имеет огромное воспитательное значение. Наши дети еще приучены к труду, к прохождению практики. В этом вопросе у нас нет никаких проблем. Пройти практику на участке, прийти на нее – это святое! Работа на УОУ организуется в соответствии с положением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы. Для этого составляется план работы на УОУ, который является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. Он утверждается педсоветом школы. План включает следующие разделы:

- цели и задачи работы уч-ся на УОУ;
- итоги работы за прошлый год;
- план-схема УОУ;
- характеристика отделов УОУ и их площадь;
- тематика опыта;
- агротематический план работы по отделам;
- с/х инвентарь и оборудование;
- потребность в посевном, посадочном материале и удобрениях;
- график весенне-летних работ учащихся на УОУ;
- изготовление учебно-наглядных пособий.

Цели и задачи работы УОУ:

1. Воспитывать у учащихся потребность трудиться, уважение к людям труда, любовь и бережное отношение к природе, к земле, к результатам своего труда.
2. Формировать практические умения и навыки по выращиванию растений с применением ручного инвентаря.
3. Знакомить учащихся с научными основами сельскохозяйственного производства, формировать интерес к сельскохозяйственным профессиям.
4. Развивать познавательные и творческие способности учащихся в процессе наблюдений и опытнической работы, глубже проникать в тайны природы.
5. Использовать учебно-опытный участок как основной источник наглядных пособий и раздаточного материала для уроков биологии.
6. Превратить родную школу в цветущий сад.



На участке есть следующие отделы: полевой, овощной, коллекционный и отдел систематики, начальных классов, цветочно-декоративный, производственный, питомник, дендрарий.