9 Мая




Одарённые дети


Главная » Направления работы » Одарённые дети

Таланты рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества  вообще насчитывается не более 400. Так что же тогда понимать под термином «Одаренный ребенок»?

С точки зрения психологии, одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ученика.

Несмотря на то, что наше учебное заведение имеет статус лицея, мы не проводим каких – либо вступительных испытаний, отбора наших будущих учеников, а работаем с теми детьми и родителями, кто изъявил желание обучаться в нашем учебном заведении, жителями микрорайона лицея. Не случайно мы работаем над проблемой повышения качества преподавания путем выбора педагогических технологий, методов, приемов обучения, оптимальных для каждого школьника и для развития способностей одаренных детей.

Выявление одаренных детей

В нашем лицее выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

-  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

-  Выявление одаренных детей.
-  Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
-  Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
-  Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Основной задачей педагога при работе с одарёнными детьми является то, что в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности этих детей. Для этого можно использовать метод «детского эксперимента». Это когда ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи.

На этапе закрепления (т. е. отработки алгоритма) можно одарённым ученикам дать карточку с частным случаем (например: определить род и число существительных «двери», «зазнайка», «врачи»). Ученику предлагается на обратной стороне карточки изложить свои действия по выполнению этого задания и сделать вывод. В конце урока, на занимательной минутке, или в начале следующего, при проверке домашнего задания ученику предоставляется возможность объяснить этот случай всему классу.

Также рекомендуется проводить групповую работу для формирования учебного содружества, при которой в группу входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарённый ученик исполняет роль консультанта, следит, чтобы все ребята высказывались по данной проблеме, все предположения детей анализирует по заданным критериям и обобщает их, помогает вывести алгоритм действий, оказывает помощь каждому члену группы, причем старается это сделать так, чтобы достаточно слабый ученик попытался сам объяснить материал.
При этом педагогам необходимо учитывать, что одарённость зависит от типа мышления: словесно-логического, образного. Поэтому по одному предмету ребёнок может считаться одарённым, а по другому – он просто ученик с достаточным или даже со средним уровнем обученности. Например, задание: «Напишите стихотворение в таком же стиле (в диаметрально противоположном стиле)» для ярко выраженного математика будет трудно выполнить, а литературно одарённому ученику – интересно.

В своей работе педагоги должны грамотно учитывать малейшие нюансы речи на уроке. Одарённым ученикам целесообразно задавать вопросы следующего плана: сформулируйте, установите, соотнесите, покажите взаимосвязь, суммируйте, что вы чувствуете относительно, объясните цель применения, классифицируйте, объясните причины, что произойдёт, если, есть ли другая причина, выскажите критические замечания.

Также при работе с категорией одарённых детей необходимо применять и дифференцированные домашние задания, решение логических задач, решение задач с несколькими вариантами решения, задания на опережение.
Безусловно, для того, чтобы потенциал одарённого ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу на каждом уроке.

Программа диссеминации педагогического опыта муниципального общеобразовательного учреждения Октябрьского сельского лицея по номинации «Одарённые дети»